fbpx

Феминизм

«Феминизм — это радикальное утверждение, что женщины являются людьми». — Marie Shear

Клеймо

В последнее время я все чаще слышу вопрос — а что должен сделать человек, который совершил сексуальное насилие, чтобы вы поверили, что он исправился? Неужели теперь на нем клеймо до конца жизни?

Клеймо / Shieldmaiden, 2019

Вероятно, вы ожидаете от меня, что я сейчас развернуто напишу, что да, до конца жизни, потому что сексуальное насилие — слишком плохая штука и если человек сделал что-то такое, то разумно держаться от него подальше на всякий случай.

Я понимаю, откуда берется это ожидание — если вы давно меня читаете, то вы знаете, что я несколько раз пережила сексуальное насилие сама, и что я считаю чрезвычайно важным говорить о случаях сексуального насилия с именами (и чтобы предупредить других, и чтобы люди, которые считают определенные действия допустимыми, подумали дважды), и что я несколько раз это делала.

Я все еще считаю эту стратегию правильной. Правильной — но не идеальной.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Поделиться:

Вы никому не должны доброжелательность

«— Я думал о тебе лучше, Гермиона. Уверен, такая когтевранка как ты, самая умная когтевранка своего поколения, которой Хогвартс может гордиться, знает, что внешность бывает обманчива.

— Да, я знаю, — ответила Гермиона. Она сделала ещё один шаг назад, усталые пальцы стиснули палочку. — Но люди иногда забывают, что, хотя внешность и может быть обманчива, обычно это не так»

— Гарри Поттер и Методы рационального мышления


Если вам кажется, что если вас кто-то обидел, то вы должны первым делом мягко и доброжелательно выяснить, что человек имел в виду, если вам кажется, что вы не имеете права говорить о своей злости или обиде публично, если вам кажется, что о конфликтных ситуациях можно говорить только я‑сообщениями, если вам кажется, что вы всегда должны предполагать за другим добрую волю, пока у вас нет железобетонных доказательств обратного, и особенно если вам кажется, что другие люди должны это делать, а иначе они плохие, то этот текст для вас.

Безусловно, ненасильственные практики — хорошая штука и часто они помогают решать конфликты. Но выражая желание, чтобы люди вели себя ненасильственно в любой ситуации (а тем более выдвигая это как требование), мы перекладываем всю ответственность за коммуникацию на потенциальных пострадавших. Постоянно говоря о том, что часто бывает так, что один человек не имел в виду ничего плохого, а второй обиделся, потому что ему это попало по больному месту, мы забываем о том, что очень часто люди действуют неэтично не по незнанию, а потому что считают неэтичные действия допустимыми.

Ненасильственное общение / Shieldmaiden, 2019

Невозможно призывать к ненасильственным практикам, игнорируя существование насилия и тот факт, что в ситуации направленного насилия ненасильственные практики (при всей моей любви к ним) практически никогда не срабатывают.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Поделиться:

Женщинам легко найти секс?

Я часто слышу тезис о том, что вот у женщин тоже есть привилегии, например, женщинам, де, намного легче найти секс если им хочется, а мужчины вынуждены страдать.

Большая проблема с этим тезисом в том, что он неявно предполагает, что секс это некий ресурс, который можно дать или взять, и к которому может быть или не быть доступа. А такое определение секса антифеминистично само по себе.

То, что сторонники этого мнения называют «доступностью секса» проистекает из готовности многих, если не большинства мужчин заниматься сексом почти с любой женщиной, используя ее как инструмент удовлетворения своего желания и своих фантазий, и не особенно интересуясь ни ее удовольствием, ни — в ряде случаев — согласием.

Женщина держит в руке телефон с открытым тиндером, и видит мужской профиль. В профиле подпись "ни буть толстушкой"
«Ни будь толстушкой» / Shieldmaiden, 2019

С точки зрения секс-позитивного феминизма такой подход — это не секс, а насилие и объективация, и борьба с такими взглядами — это одна из задач секс-позитивного феминизма. (Секс-негативный феминизм считает, что любой гетеросекс про мужскую власть и доминирование, и поэтому вообще не стоит заниматься сексом с мужчинами, и хотя я не разделяю эту точку зрения, я понимаю, откуда она берётся).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Поделиться:

Медицинские меры в случае изнасилования

Я написала этот пост после того, как Рита Бондарь сообщила в своем ФБ об изнасиловании со стороны Ильи Трушевского (который уже однажды был осужден и отсидел за изнасилование, а скольких девушек он изнасиловал, но никто кроме них самих или близкого круга об этом не знает — страшно даже думать). В инстаграме он за сутки собрал рекордное количество лайков и репостов, после чего мой аккаунт заблокировали. Потому что патиархат — не только в сексуальном насилии, но и в правилах, по которым рекламировать курсы пикапа можно, а писать инструкции что делать в случае насилия — нельзя.

Итак, какие медицинские меры и через какое время нужно принять, если с вами произошло сексуальное насилие?

  1. Если вы планируете обращаться в полицию, то избегайте действий, которые могут повлиять на результаты судмедэкспертизы — не принимайте душ или ванную, не мойте руки (у вас под ногтями могли остаться частички кожи насильника, которые можно будет взять на днк-анализ), не переодевайтесь, не расчесывайтесь и не убирайте место, где произошло насилие.
  2. Если насилие включало пенисовагинальное проникновение, то выпейте экстренное противозачаточное — Постинор, Эскапел или Гинепристон (не важно какое, принципиальной разницы между ними нет). Чем раньше, тем лучше — это в любом случае безопаснее, чем аборт.
  3. Если не использовался презерватив, обратитесь в центр профилактики ВИЧ за консультацией, возможно, вам назначат антиретровирусную терапию для предупреждения ВИЧ.
  4. Сдавать анализы на ЗПП сразу нет смысла, потому что у большинства ЗПП достаточно долгий инкубационный период, когда инфекция уже есть, а анализ ее не показывает.
    Анализы нужно сдавать через определенный период, разный для разных инфекций.
    Если у вас нет тревожных симтопов (зуд, боль, необычные выделения из половых путей), действуйте по следующей схеме:

    ➖ Через неделю-полторы сдайте анализы на хламидиоз и гонорею

    ➖ Через четыре недели — на трихомониаз, сифилис и ВИЧ (максимальное окно для ВИЧ — три месяца, минимальное — один, если вдруг что лучше узнать сразу)

    ➖Через три месяца — ВИЧ и сифилис повторно и гепатит
  5. Альтернативная схема (более простая) — через 2−3 недели анализы на хламидиоз и гонорею и через три месяца — на ВИЧ, гепатиты и сифилис.
  6. Вероятно, вам будут предлагать так же анализы на т.н. условно-патогенную микрофлору — уреаплазму, микоплазму и т. д. — если нет тревожных симптомов (зуд, раздражение, выделения), то делать их не нужно, потому что само по себе наличие этих бактерий нормально.
  7. Если у вас есть тревожные симптомы (зуд, боль, необычные выделения из половых путей), обязательно сразу обратитесь к гинекологу.

В Украине пережившим сексуальное насилие помогает организация Ла Страда, телефон горячей линии 116 123

В России есть центр «Сестры», их телефон доверия 8 499 901 0201

Поделиться:

Феминизм и религия

Как Вы думаете, совместимы ли феминизм и религия? Может ли верующая христианка или, например, мусульманка быть феминисткой? Ведь насколько я понимаю (могу ошибаться), многие религиозные догмы противоречат идеям феминизма и наоборот.

Да, может — и не потому, что я так думаю, а потому что верующих феминисток довольно много, а право на свободу вероисповедания — одно из базовых прав человека, поэтому невозможно быть феминисткой и не признавать этого права за другими женщинами, в.т.ч. феминистками.

Безусловно, многие религиозные установки противоречат идеям феминизма, но тут очень важно понимать, что как минимум в авраамических религиях нет такой догмы, на которую не существовало бы два десятка толкований, зачастую противоречащих друг другу. При этом история религиозной мысли — это в очень большой степени история мужской, патриархальной религиозной мысли, и многие вещи через феминистическую оптику выглядят совершенно иначе, чем мы привыкли думать.

Например, почти все слышали цитату из послания ап. Павла к Ефесянам — «жена да убоится мужа своего», которой обычно подкрепляют идею беспрекословного подчинения мужу. Но если прочитать это послание целиком, окажется, что перед этим ап. Павел пишет — «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», то есть любите так сильно, чтобы пожертвовать своей жизнью ради жены, если придется. Помните ли вы хотя бы одного священника, который бы напоминал своим прихожанам об этих словах апостола? Я вот помню ровно одного (и то потому, что я в свое время была ультрарелигиозной и читала очень, очень много книг).

И одна из задач, которые ставят себе верующие феминистки — это добиться для женщин равной возможности самореализации в религии, например, возможности быть священницами или раввинками, возможности говорить и быть услышанными, вернуть в историю женщин-святых, женщин, которые писали духовную музыку и поэзию, женщин, которые изучали и толковали писание, и которые оказались «стерты» из религии так же, как женщины-ученые «стерты» из истории науки.
И это круто.

И последнее, о чем я хочу сказать — я считаю, что любая религия это не слишком хорошо с точки зрения мышления, и я бы хотела, чтобы все религии однажды исчезли. Но знаете, в мире есть намного большие проблемы. И если вы считаете что религия это ужасное зло, то вам стоит задуматься, почему вы хотите бороться именно с религией, а не, например, с сексуальным насилием или неравным доступом к образованию?

Поделиться:

Феминизм для папы

Гендер в деталях ко Дню Отца опубликовал текст Дмитрия Резниченко — правозащитника, бывшего члена ультра-правой группировки, ветерана войны с Россией — об отцовстве, феминизме и гендерном равенстве. Этот текст мне очень понравился, поэтому я перевела его на русский.

***

Может быть, если бы родились мальчики, я бы так ничего и не понял.

У меня две дочки подрастают. Два любимых солнышка, папины принцессы, моя сумасшедшая банда. Сложно передать, что они для меня значат. Скоро они станут подростками, растут на глазах, и мне страшно за них. Это моё уязвимое место, как два сердца, которые живут и бьются отдельно от моего тела.

Я долго считал, что в этом суровом мире единственный правдивый способ защитить самое дорогое — это не доверять ни людям, ни институциям, а наращивать и закаливать собственную силу. Потому что ну кто их защитит в нашем обществе?.. Полиция? Суд? Не смешите. Или может они сами, своими маленькими кулачками?.. Нет, не на кого надеяться. Мужчины должны защищать своих самых дорогих, тех, кто слабее: своих детей, своих стариков, своих женщин.

В этом мужское призвание и оправдание особенного статуса, — так я думал. Значит, нужно набивать кулаки — и я старательно набивал, успокаивая себя тем, что мое усердие что-то гарантирует. А несколько лет назад неожиданно произошел флешмоб «#Я_не_боюсь_сказать».

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Поделиться:

Собор Парижской Богоматери как маркер безразличия

15 апреля произошел пожар в соборе Нотр-Дам де Пари. Это событие стало невероятно резонансным, много было постов про то, что это ужас и кошмар. Я очень люблю архитектуру вообще и готическую в частности, и собор мне жалко. Но самое ужасное для меня в этом событии и в рекации на него — то что она чудовищно непропорциональна.

⁣Когда иранскую правозащитницу Насрин Сотуде приговорили к 148 ударам бичом (фактически, мучительная смертная казнь) — об этом писали только феминистические и правозащитные паблики. ⁣
⁣⁣⁣⁣
Когда у Юли Савиновских отняли приемных детей из-за операции по удалению груди — об этом вообще написали, кажется, только «Такие дела». ⁣
⁣⁣
⁣ИГИЛ разбомбил Пальмиру? Сотни постов в ленте. ИГИЛ отрубил голову археологу и ученому с мировым именем Халеду Асааду? Два поста.⁣
⁣⁣
⁣Вся лента у меня в горящем Нотр-Даме. В каждом СМИ Нотр-Дам. ⁣
⁣⁣
⁣Сенцов сидит в тюрьме, Ильдара Дадина пытали, Юрия Дмитриева судят по высосанному из пальца обвинению, в Украине за последний год неслыханное число преступлений на почве ненависти по отношению к ромам, в Крыму аресты крымских татар по надуманным обвинениям, одного из подозреваемых в убийстве Катерины Гандзюк восстановили в должности — обо всем этом пишут только активисты и профильные СМИ.⁣

Я не хочу сказать, что плохо любить архитектуру. Нормально грустить по собору, и более того — каждому человеку в отдельности нормально выбирать свои ценности, и в них может не быть Сенцова или там Насрин Сотуде, и само по себе это ничем не плохо, и даже хорошо — потому что невозможно интересоваться всем, и классно, когда разные темы двигают разные люди. Но все вместе мы складываемся в общество, в котором пытки и убийства вызывают куда меньший резонанс, чем пожар в соборе. И меня это приводит в ярость.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Поделиться:

Манифест радикальной феминистки

Я — радикальная феминистка.

В русскоязычном пространстве существует оппозиция между интерсекциональным и радикальным феминизмом, при этом подразумевается, что интерсек — это такие продвинутые цивилизованные феминистки, которые читают лекции и переводят статьи, а радфем — это сумасшедшие, которые жгут лифчики и ненавидят мужчин.

Я долго поддерживала эту оппозицию, и на насмешливое «радфем?» отвечала «нет, что вы, я интерсек» и мило улыбалась.

На самом деле я чертовски зла из-за того, что происходит с женщинами. И я не хочу больше прятать свою злость и делать вид, что все проблемы можно решить путем цивилизованного диалога, а я пророчица его.
Потому что это не так.
Я — радикальная феминистка.

Радикальный феминизм основывается на тезисе о том, что корни угнетения женщин лежат в патриархате как системе отношений между гендерами, а правовые и классовые проблемы являются следствием, а не причиной патриахата.
Я — радикальная феминистка.

Радикальные феминистки считают, что патриархат должен быть уничтожен путем разрушения существующих патриархальных социальных норм и институтов.
Я — радикальная феминистка.

Радикальный феминизм предполагает, что теории и идеологии недостаточно, и что чтобы изменить мир, нужны целенаправленные действия, включая политические.
Я — радикальная феминистка.

Для многих людей «радикальный феминизм» и «трансэксклюзивный феминизм» — синонимы. Однако второе никак не следует из первого, и если Андреа Дворкин и Кэтрин МакКиннон были трансинклюзивными радфем, то все остальные тем более могут. То, что TERF пытаются монополизировать радикальный феминизм и сделать вид, что трансфобия и радфем это синонимы, весьма гнусно, и я думаю пора им напомнить, что радикальный феминизм им не принадлежит, а трансфобия не является его неотъемлемой чертой.

Я считаю, что биологический эссенциализм, который лежит в основе взглядов TERF сам по себе является продуктом патриархата.
Я за равные права и возможности для транс*людей.
Я — радикальная феминистка.

Я признаю существование других систем угнетения по признаку этноса, ориентации, образования и др., и не считаю, что феминизм может решить проблемы всех угнетенных групп. Я признаю и разделяю интерсекциональный подход как инструмент аналитики и описания систем угнетения в социуме, и стараюсь рефлексировать собственные привилегии. Активист_ки, которые занимаются борьбой с любыми системами угнетения, всегда могут рассчитывать на мою поддержку и сотрудничество. Я отказываюсь считать, что интерсекциональный подход противоречит радикальному феминизму, потому что я больше не вижу никаких оснований для этой оппозиции.
Я — радикальная феминистка.

Я чертовски зла, и я хочу вести цивилизованный диалог, и читать лекции, и переводить статьи, и выходить на акции, и сражаться против патриархата всеми доступными мне средствами. И если однажды я пойму, что коктейль молотова решает мои задачи лучше, чем этот блог — я возьму в руки коктейль молотова.

Я — радикальная феминистка.

Поделиться:

Могут ли женщины быть насильницами?

Привет! Спасибо за просветительскую работу, которую ты делаешь. Случалось ли тебе быть со стороны человека, совершающего насильственные действия сексуального характера? Как ты считаешь, можно ли говорить о насилии со стороны женщин по отношению к мужчинам? (Я женщина и у меня был такой опыт)

Да, случалось. Я неоднократно прикасалась или лезла целоваться без согласия; очень долго я вообще не представляла, что можно как-то иначе проявлять свой интерес. Не помню, чтобы у меня был именно секс с кем-т без согласия с его/ее стороны, но это не значит, что его точно не было. Вообще мне кажется, что живя в культуре изнасилования говорить «я никогда не совершал_а действий сексуального характера без согласия» примерно так же наивно как «я никого не угнетаю».

(кому-то наверное на этом захочется спросить, чем же я тогда отличаюсь от насильников, которых я так резко критикую — тем, что я осознаю свою неправоту, признаю, что я это делала, и готова извиниться и постараться исправить последствия, если окажется, что кто-то пострадал от моих действий)

Можем ли мы говорить о насилии со стороны женщин по отношению к мужчинам? Смотря что под этим подразумевать. О систематическом гендерно-обусловленном насилии женщин над мужчинами говорить не приходится, т.к. статистика тут весьма однозначная — в подавляющем большинстве случаев мужины насилуют женщин, а не наоборот, а в случае, когда мужчина — жертва сексуального насилия, чаще всего это насилие искходит от другого мужчины (см. подробную статистику на rainn.org).

Но это совершенно не значит, что мужчина не может быть жертвой насилия, или что женщина не может изнасиловать мужчину, хотя многие так думают. Более того, я считаю, что идея что мужчину «невозможно» изнасиловать, чудовищно вредная, потому что она игнорирует любой секс кроме пенисовагинального и утверждает, что физиологическое возбуждение может являться критерием согласия, а это не так.

Во-первых, у мужчин, так же, как у женщин, встречается нонконкордантость — явление несовпадения сексуального желания и физиологического возбуждения. Грубо говоря, наличие эрекции не означает, что мужчина хочет заниматься сексом (так же, как и ее отсуствие не означает обратного).
Во-вторых, при некоторой изобретательности эрекцию можно вызвать чисто механически.
В-третьих, сексуальное насилие не ограничивается пенисовагинальным сексом — трогать чей-то член без согласия так же гнусно, как засовывать кому-то пальцы во влагалище.

Не говоря уже о том, что у некоторых женщин есть член, а у некоторых мужчин — вагина.

Словом, я считаю, что нужно разделять обсуждения культуры согласия и обсуждения проблемы гендерно-обусловленного насилия. Принципы согласия важны и обязательны для всех и каждого, независимо от пола, гендера и формы гениталий, и категорически неправильно распространять эти принципы только на женщин. При этом у нас есть системная проблема с гендерно-обусловленным сексуальным насилием мужчин над женщинами — из этого следует, что нужно особенное внимание уделять переубеждению мужчин и особенное внимание — защите женщин, но из этого никак не следует, что мужчин можно трахать без консента.

Поделиться:

Зачем феминитивы?

Можете посоветовать максимально дельную статью, которая объяснит, зачем нужны феминитивы?

А зачем нужны слова «дауншифтер», «криптовалюта», «челлендж» и «лайфхак»?
Я не специалистка в лингвистике, но насколько я представляю себе процесс эволюции языковых норм, новые слова и выражения появляются скорее «почему», чем «зачем» — потому что появляются новые явления и смысла, которые нуждаются в обозначении.

С этой точки зрения увеличение количества и частоты употребления феминитивов в русском языке (а сами по себе феминитивы явление совершенно не новое) — это совершенно естественное следствие процессов происходящих в обществе, а именно борьбы женщин за свои права. Женщины хотят быть видимыми, хотят иметь равные права и возможности — и получать признание своего труда. Феминитивы это выражение этих желаний средствами языка, так же, как отказ от каблуков и утягивающей одежды — это выражение стремления к свободе средствами моды.

Если попробовать все-таки ответить на вопрос «зачем», то есть несколько ответов:

  • Чтобы повысить видимость женщин (подробнее об этом хорошо написано тут) — когда я стала использовать феминитивы, я была шокирована тем, насколько чаще я прибегаю к услугам женщин, чем к услугам мужчин.
  • Потому что это важно для многих женщин. Некоторым Оксанам нравится, когда их называют Ксюшами, а другие это ненавидят. Некоторые Дмитрии просят называть их Димами, а другие — Митями. Точно так же некоторым людям нравится когда о них говорят в мужском роде, некоторым — когда в женском, а некоторым — когда в среднем. И это так же нормально, как предпочитать определенную форму имени. Или вот мне нравятся феминитивы, поэтому я говорю про себя «я прожект-менеджерка». А кому-то комфортноее говорить «я прожект-менеджер». Так почему не называть человека так, как ему нравится?
  • Потому что это своего рода шиболлет, и употребляя феминитивы, вы сигнализируете женщинам, что вы на их стороне.
Поделиться: